Загрузка...

Почему Могерини проигнорировала саммит Украина-ЕС

Саммит может закончится пшиком.
Сегодняшний саммит в Киеве Украина-ЕС, несмотря на конспирологические теории относительно разговоров за закрытыми дверями, рискует стать очередным пшиком, полагает Тарас Панько из depo.ua. «Первой — и, похоже, главной темой саммита станет вопрос о соблюдении Россией Минских соглашений. 
Упрощенно говоря, европейцы хотят решить для себя — ситуация позволяет ослаблять санкции против России, требует их сохранения или, возможно, усиления. Идя навстречу этому пожеланию европейского сообщества, как Украина, так и Россия выступают довольно предсказуемо. Российско-сепаратистские войска воздерживаются от широкомасштабного наступления, но активно перегруппировываются и усиливаются, демонстрируя «готовность выполнять Минские договоренности», и при том неподдатливость имеющемуся санкционному давлению. 
Перегруппировкой занимаются и украинские силы — ретранслируя при том на всех уровнях информацию о том, что русские и сепаратисты вот-вот пойдут в наступление. На подобном фоне санкции, скорее всего, останутся без изменений — несмотря на то, что они, в сегодняшнем виде, по мнению обеих сторон конфликта, не выполняют поставленной задачи.
Однако для того, чтобы саммит не стал совсем уж скучным и протокольным мероприятием, каждая сторона запаслась радикальным предложением, на выполнение которой партнерами по саммиту особо и не рассчитывает — но обсудить, для очистки совести, собирается. 
С украинской стороны таким предложением есть желание увидеть миротворцев ЕС на Донбассе. Не слишком анонсированное, оно стало известным общественности из-за утечки в Брюсселе.
Шансы на его принятие равны нулю — хотя бы по той простой причине, что в Брюсселе, хоть убей, не понимают, чем миротворцы-наблюдатели с мандатом ЕС будут отличаться от аналогичных наблюдателей ОБСЕ, а вводить численный контингент с широким мандатом, который бы включал элементы «принуждения к миру», не имеют ни желания, ни, по большому счету, возможности.
Определенным компромиссом здесь может стать дальнейшее расширение миссии ОБСЕ, лоббировать которое согласятся все участники саммита.
Зато со стороны делегации ЕС будет озвучено желание быстрых и зримых конституционных изменений, направленных на законодательное определение статуса регионов Донбасса, контролируемых сейчас сепаратистами. Подобные изменения теоретически позволили бы дипломатам ЕС утверждать, что Украина полностью выполнила Минские договоренности. При том нереальность каких-либо значимых изменений является очевидной не только в Киеве, но и в ЕС. 

Никакая автономизация территории, фактически контролируемой властями не повлияет не только на российских военных, которые, фактически, определяют ситуацию в «ДНР» и «ЛНР», но и на их марионеточные «правительства». Никакая легитимация местных атаманов не является возможной без прозрачных выборов, которые, в свою очередь, невозможны без вывода иностранных войск и разоружения незаконных формирований — и так далее, по хорошо знакомому кругу, в котором за полгода со времени последнего намерения Киева провести выборы не изменилось ничегошеньки.
Можно, конечно, прописать периодически повторяющуюся мантру президента Порошенко про «выборы после вывода иностранных войск» даже в Конституции — но что от того изменится? Поэтому и здесь, скорее всего, будет достигнут «компромисс» в виде создания некой «рабочей группы», которая займется «подготовкой» как к изменениям в Конституции, так и к проведению выборов, и отчаянно имитировать процесс вычерпывания моря дуршлагом ровно столько, сколько этого захотят европейские партнеры. 
А фактическая мина, заложенная под мирный процесс неозначеним характером того, как именно Киев обязуется в соответствии с Минских соглашений «услышать Донбасс», будет ждать своего момента.
Реальнее — хоть и менее масштабным может стать экономический фрагмент саммита, где поговорят о реализации Соглашения об ассоциации и экономические реформы в Украине — включая вопросы финансовой и иной помощи от ЕС. 
Эти практические моменты являются необходимыми и полезными, но они, к сожалению, не могут помочь в решении стратегических политических вопросов. Украина и Россия, похоже, застыли в глухом клинче. И дипломатия ЕС сейчас больше озабочена приземленным вопросом относительно того, как избежать весьма вероятного нового раунда. При том новых идей, судя по всему, пока не видно. Поэтому легко можно понять верховного представителя ЕС по внешней политике Федерику Могерини, которая, деликатно извинившись, саммит решила проигнорировать. Поздняя итальянская весна заинтересовала ее больше, чем киевские переговоры».
Источник: ДеПо

Proudly Powered by Blogger.