Загрузка...

Зачем Кремлю «выборы» в «ДНР» и «ЛНР»?

Выборы в так называемых «ДНР» и «ЛНР» ставят перед Москвой довольно сложную задачу. С одной стороны, они нужны, как и их признание. С другой — такое действие вызовет ответную реакцию западных стран. 
Если бы дело ограничивалось только возмущением и беспокойством, то все бы ничего. Проблема в том, что разъяренные европейцы и американцы могут еще больше усилить санкции. 
Об этом совершенно недвусмысленно предупредил глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас. «Признание Россией предстоящих 2 ноября выборов в самопровозглашенных Донецкой и Луганской «народных республиках» не только не приведет к пересмотру санкций ЕС, но может повлечь новые меры в отношении Москвы».
Тем не менее, Москва намерена выборы в «ДНР» и «ЛНР» признавать. Упрямство, иначе не скажешь, Кремля выглядит несколько нелогичным. 
С учетом непростого экономического и финансового положения, гораздо полезней было бы искать возможности выхода из донбасской авантюры с минимальной потерей лица. Кремль же действует в прямо противоположном направлении.
По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, Москве необходима хотя бы какая-то легализация лидеров сепаратистов, чтобы они могли считаться узаконенными представителями местного населения, в том числе и в рамках дальнейших переговоров.
«Если эти выборы не признавать, то зачем они тогда нужны?» По его словам, иного пути, кроме безоговорочного признания результатов волеизъявления, у Москвы просто нет.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Владимир Гельман, со своей стороны, считает: «Российские власти сделали уже столько конфронтационных шагов (на украинском направлении), что им крайне тяжело смягчить тон. 
Они боятся признаться не только народу, но и самим себе, что их стратегия на Украине была ошибочной. Российские власти решили, что обратной дороги нет. Единственный путь — конфронтация с Западом, пусть даже не военная».
Хоть какая-то легализация «ДНР» и «ЛНР» нужна для того, чтобы они участвовали в возможных будущих переговорах. Пусть и чисто технических.
Есть еще ряд причин, по которым Москва вынуждена признавать так называемые выборы.
Во-первых. Легализация после выборов так называемых властей «республик» позволит им начать открытую борьбу с неподчиняющимися полевыми командирами. Хотя это неподчинение носит относительный характер и полностью контролируется московскими кураторами сепаратистов-террористов, тем не менее, приведение всех к общему знаменателю должно иметь под собой хоть какое-то юридическое обоснование. 
Иначе невозможно собственным российским шовинистам внятно объяснить, почему одних предпочли другим. У каждого полевого командира есть связи в России и определенный круг почитателей и соратников. 
После так называемых выборов можно четко сказать, что такой-то командир плохой, так как не хочет подчиняться избранным властям. Выборы признала Россия, значит, он против нее пошел. Такое объяснение кажется вздорным, с точки зрения здравого смысла, но в нынешней Москве его и след простыл.

Во-вторых. Кремль уже убедился в том, что крымский сценарий на Донбассе разыграть невозможно. С помощью так называемых выборов будет сделана попытка устроить некоторое подобие Южной Осетии и Абхазии до кавказской войны 2008 года. Выборы признать, однако юридически «ДНР» и «ЛНР» не признавать, но сотрудничать. 
Другими словами, поддерживать хотя бы на минимальном уровне жизнедеятельность этих образований. На этой основе попытаться заморозить конфликт и ждать наступления украинской армии весной или летом, чтобы начать операцию по принуждению к миру теперь уже Украины.
Конечно, дубль операции против Грузии на Донбассе у России не получится. И реакция Запада будет более жесткой. Не в последнюю очередь из-за изменений в американском Конгрессе после приближающихся выборов. 
Республиканцы займут более воинственную позицию, и игнорировать ее администрация Обамы не сможет. Аналогично Вашингтон окажет давление на европейских союзников. Так что усиление, хотя бы минимальное, санкций будет.
В этих условиях Москве ничего не остается, как демонстрировать позицию закусившего удила. В ближайшее время мы станем свидетелями того, что на возможные усиления санкций или другие действия Запада Россия реагировать не будет. 
Даже если ситуация в экономике будет ухудшаться. По известной песенке из культового советского мультфильма «Айболит-66»: «Это даже хорошо, что пока нам плохо».
Для внешнего мира это должно стать демонстрацией недейственности санкций. Чем больше санкционное давление, тем больше Москва будет демонстрировать своего рода несгибаемость, нечувствительность к ним и все более разнузданное поведение.
Во всей этой истории с так называемыми выборами в так называемых «ДНР» и «ЛНР» очень много будет зависеть от реакции и позиции Киева. Заявление о непризнании — это обязательный юридический акт. 
Дело во внутреннем устройстве страны после парламентских выборов, способности политической элиты договориться и реально проводить курс реформ. Тогда есть все возможности повторить вариант Хорватии 1995 года. 
Уйдя из Сербской Краины, через некоторое время хорватская армия восстановила боеспособность. В том числе и с помощью своих западных партнеров.
Стремительным ударом она заняла свою территорию и сделала невозможным военное вмешательство сербской армии Милошевича. И тогда не имело никакого значения, какие выборы проводились сепаратистами.
Нам в последнее время, как мантру, в том числе и из президентского окружения, повторяют, что военного решения конфликта на Донбассе нет. По большому счету, это действительно так. За одним очень важным уточнением. Свои отношения с Россией Украина сможет выстроить только тогда, когда российские оккупанты потерпят именно военное поражение на Донбассе. Иного просто не дано, так как Москва другого разговора не понимает. И не следует бояться широкомасштабного вторжения российской армии. 
Его не будет, если украинская армия будет на соответствующем уровне. Вот о чем нужно в первую очередь думать нашим политикам, затевающим очередную ссору между собой для выяснения, кто в доме самый старший. Не одумаются — будет третий Майдан. Тогда и ссориться им уже не придется.
Юрий РАЙХЕЛЬ

Proudly Powered by Blogger.