Загрузка...

ВЫШЕДШИЙ ИЗ КРЫМА НАХИМОВЕЦ: «СОКУРСНИКИ ХОТЕЛИ ЛОМАТЬ КОЙКИ И ИДТИ ДРАТЬСЯ С «ЧЕЛОВЕЧКАМИ»



Прошло уже два года с того времени, как Российская Федерация аннексировала Крымский полуостров. 
Именно в марте прошел так называемый референдум, а за неделю до него один из самых престижных военных ВУЗов страны — Академия военно-морских сил имени П. С. Нахимова сменила флаг и была захвачена российским спецназом. 
Тогда всю страну поразил поступок курсантов, которые спели гимн Украины во время поднятия флага России. 
Среди них был и сумчанин Алексей Харченко, который уже два года живет в Одессе, окончил факультет военно-морских Сил ОНМА и стал лейтенантом. Редакция 368.media пообщалась с нахимовцем.
Как ты решил стать моряком?
Мне с детства нравились корабли, но после того как случилась трагедия с Фаиной (в 2008 году судно захватили сомалийские пираты – Ред.), мама мне сказала: «Или ты идешь на военные корабли, или ты вообще никуда не идешь».
Поступил в Сумской военный лицей, потом пошел в Академию ВМС в Севастополе, в 2011 году. Сначала было сложно, один в городе, ни знакомых, никого. Пока влился в учебу, привык, сдружились с ребятами.
Но, военные корабли ведь тоже захватывают?
Военные сложнее захватить и военных все боятся, плюс служить в ВМС — престижно. Военные всегда в любое время были, даже само слово офицер – звучит по-особенному.
20 марта ровно два года, как Академия им. П. Нахимова сдалась или как вы называете, то, что произошло?
Ее сдали. Когда был референдум, в реальности понимал, что происходит, но думал, что несерьезно все. Проведут референдум и все останется по-старому. Но когда ходили в увольнение видели российскую атрибутику, настроения пророссийские.
Помню, шел в гости, по-граждански одет, и мне на встречу две девушки, незнакомые. И тут они меня поздравляют. Я сначала не понял, почему они это делают. Потом прихожу домой, по новостям показывают, что референдум прошел и Крым теперь Россия. А через два дня к нам в Академию пришли… Мы еще тогда должны были заступать в наряд. Просыпаемся утром, смотрим, у нас по территории везде ходят «зеленые человечки». Подходим к нашему командиру, спрашиваем, что это такое. А он нам: «Ничего, просто оружие сдаем». Вообще не объясняя ничего, а оружие ведь все на нас было записано. Каждый отвечает за него и тут хоп, сдают оружие и нам совсем нечем защищаться.
Обсуждали с ребятами план, что будете делать?
Во-первых, мы хотели определиться, кто у нас за кого. Мы более-менее знали, кто есть кто, но сначала хотели понять, кто для нас остается командиром, потому что без управления армия – это не армия.
Хорошо, что у нас был начальник Академии Петр Гончаренко, он тогда держался до последнего, настоящий офицер. Переехал с нами в Одессу. Сейчас он уже заместитель командующего. Потом мы даже не знали, что нас ждет. Некоторые сокурсники хотели ломать койки и идти в рукопашную драться с «человечками». Смелые на «всю голову», в хорошем смысле. Потом нам сказали, что будет смена флагов. Хотя это чисто символически, для телевидения. Много групп тогда приехало: севастопольские каналы, российские. Нам тогда сказали, кто хочет, тот строится, кто не хочет – тот нет. Естественно мы не захотели, потому что не оно было.
Большая часть ведь пошла?
Если брать в целом Академию, то да. А вот мой курс, буквально единицы пошли. Остальные остались в корпусах. Командиры говорили, идите становитесь в строй, вам замечания вынесут, все такое. Мы говорим, какие замечания, мы менять флаг не будем.
А как ты решился петь гимн Украины во время поднятия флага РФ?
Мы тогда стояли на входе, с нами были еще пару офицеров, заместители начальников факультетов по воспитательной работе, которые нас пытались хоть как-нибудь поддержать.
Рассказывали разные случаи, как россияне, так сказать с украинцами обращаются в частях…
И в это время, пока поднимали, опускали, потом поднимали…И как-то спонтанно вообще вышло это все. Кто-то крикнул из толпы, давайте покажем, а то вообще стоим в сторонке.
И после этого стали звездами Интернета?
Да ну, мы не считаем себя такими.
Как выезжали?
Потом где-то две недели просто сидели в академии, переехали в Одессу 5 апреля 2014 года. А до этого шатались туда-сюда, пытались что-то закрывать, преподаватели, так сказать, добрый жест делали, говорили, давайте закрывайте все. Документы забирали, пытались вещи домой отправлять. Много всего нужно было сделать, за один день не успеешь. Дата переезда переносилась, потому что волонтеры не успевали транспорт найти. Но спасибо им что помогли, потому что как потом оказалось, колонна была из 40 машин. Выезжали и другие части, но в основном наша академия.
А потом уже, когда выезжали, много проблем было на границе с Крымом. Мы тогда около четырех часов простояли на российском блокпосте, там просто издевались над нами. У нас была машина, в которой мы везли украинскую символику – флаги, плакаты. Потом это все оказалось поломанным и порванным.
Проверять особо не проверяли, хотя сначала сказали показывать ноутбуки. Боялись, что мы какую-то секретную информацию вывезем. Вот так мы ночью приехали в Военную академию, нас накормили, а утром повели на экскурсию по Одессе. Поначалу все казалось чужим, хотя было приятно видеть много проукраински настроенных людей, флаги Украины. По сравнению с Крымом, совсем иначе.
Где живете, какие условия?
Сначала мы жили в Военной академии, нас приютили. Потом переехали уже в экипаж ОНМА и сейчас там обитаем. Здесь хорошие условия, по сравнению с Севастополем. Многим помогли волонтеры, мебель закупили новую, оборудовали помещения. Даже если остаешься в кубриках, то нет такого чувства, как в Севастополе было, все – конец мира. У кого есть возможность, снимают жилье, часто по несколько человек вместе, ведь в Одессе с этим проблематично, город дорогой. Сейчас на кораблях уже никто не живет, как было в первое время.
Где будете служить?
На учебном корабле «Винница». Такое распределение, но нам сказали, что больше года на этих кораблях не будете, ждем продвижения, потому что в ВМС дефицит офицеров, так как в Крыму остались многие.
За эти два года ни разу не жалели, что в Крыму не остались?
Вообще ни разу. Потому что знакомые, звонят родственникам в Севастополь. Ни очень жизнь в Крыму, все подорожало. Я не общаюсь с теми, кто остался в Крыму. Но есть некоторые ребята, которые поддерживают отношения, но на темы политики, как сказать, не общаются. Вот те говорят, что кто остался – жалеют, что не переехали. Получили совсем не то, что ожидали.
Многие в увольнение ездят в Крым?
Я могу сказать по поводу нашего факультета, никто из ребят не выезжал. Во-первых, есть приказ командующего не выезжать в Крым, а во-вторых – можно не выехать потом оттуда. Как говорят, еще и убийство принцессы Дианы на тебя повесят.
Расскажите о настроениях в ВМС, есть ли коррупция?
ВМС Украины почистились конечно, но не до конца. Есть еще у нас те, с советскими корнями, для которых СССР превыше всего и тому подобное. Есть и офицеры для которых служба превыше всего. Для них нет ни коррупции, ни предательства. Например, при обучении у нас никто денег не вымогал. Конечно, нам делали поблажки, вы же из Крыма, на нас это не отобразилась. Ведь нас в основном учили наши офицеры, которые с нами выехали.
У нас ведь прошлым летом, когда была практика на кораблях, газеты еще шумели из-за этого. Мы выходили в море, буквально на неделю, там «столкнулись» с российскими кораблями. Сначала они нас там пытались гонять по Черному морю, потом командир Сагайдачного не выдержал, развернул корабль и прямо пошел на них. Российский командир «присел» немного, развернулись они и уплыли.
Какого вы мнения о командующем ВМС Украины?
Особых жалоб у меня нет, мне пока что не на что жаловаться. Все знают, что ВМС не в лучшем состоянии, не лучший сейчас период и все это понимают.
Что именно?
Что лучше что-то, чем вообще ничего. Я только пришел и моя сейчас главная задача – освоить офицерскую должность и служить, а как там дальше будет на верхах — это пока что меня не касается. Может быть в будущем дослужусь, но пока это не главная задача.
Чего не хватает ВМС?
Боеспособных кораблей, у нас ведь их на пальцах одной руки пересчитать можно.
Один?
Два-три, где-то так. Людей тоже, но в первую очередь это корабли и вооружение. Даже если есть служащие, но нечем обороняться, от армии смысла нет.
Конечно флоту нужно совсем другое финансирование, возобновлять оружие, строить корабли. Потому что оружию по 20-30 лет, оно уже выходит из строя. Нам обещали новый корвет «Владимир Великий», но строительство заморозили.
О чем мечтаете?
Что мы когда-то вновь войдем в Севастопольскую бухту.
Фотографировал Алексей Кравцов
Беседовала Ирина Кипоренко

Proudly Powered by Blogger.