Загрузка...

Это для ЕС бывшие советские республики – бывшие. Для России они – будущие.

Сегодняшний саммит Украина – Евросоюз вряд ли завершится какими-либо серьезными практическими результатами. 
Разве что его участники будут готовы расставить акценты в дискутируемых на дипломатическом уровне формулировках как этой встречи, так и предстоящего рижского саммита "Восточного партнерства". 
Важны, впрочем, не акценты. Имеет значение общее понимание происходящего.
В Евросоюзе никак не могут понять одной простой вещи: в Москве любое сотрудничество с бывшими советскими республиками без Кремля – или в формате, где Россия должна выступать на равных с другими бывшими соседями по СССР – воспринимается как "антироссийское". 
Именно так в МИД Российской Федерации охарактеризовали будущий саммит "Восточного партнерства" в Риге – и с точки зрения кремлевской политической логики не сильно ошиблись.
Потому что это для Евросоюза бывшие советские республики – бывшие. Для России они – будущие.
Представим себе ситуацию, при которой какой-нибудь западный политик в 70-е годы прошлого века попытался бы установить самостоятельный контакт даже не с какой-нибудь советской республикой, а с социалистической страной. 
В Кремле такие попытки однозначно воспринимали бы как "антисоветские" и пытались бы им всячески противостоять. 
Собственно, на блокаду самостоятельной внешней политики сателлитов Советского Союза были направлены усилия МИД СССР, КГБ СССР, международного отдела ЦК КПСС, советских агентов в руководстве социалистических стран и в западной политической среде. 
По ставшим достоянием общественности документам видно, что в Москве это всегда воспринималась как прямая угроза – даже когда речь шла о совершенно невинных культурных или экономических контактах. 
В Москве, как и в любой столице дряхлеющей империи, утверждали, что говорить обо всем, что касается сателлитов, можно только с метрополией. Какая-такая Польша?
Даже после краха СССР эта паранойя не прекратилась: в РоссииЕльцина всерьез считали, что разговаривать о расширении НАТО нужно не со странами, которые хотят присоединиться к альянсу, а с Москвой. И в этом смысле ничего не изменилось. 
Путин ведет себя также, как его предшественники, на том же уровне агрессии и человеконенавистничества. Советский Союз не дал сделать самостоятельный выбор Венгрии и Чехословакии – результаты оккупации сказываются до сих пор, проявляясь в виде сильной "пятой колонны" во власти в Будапеште, Праге и Братиславе. 
Теперь Россия не дает сделать самостоятельный выбор Украине и Грузии. И будет продолжать мешать всем остальным.
У ЕС есть простой выбор – либо согласиться с тем, что у России есть право на определение выбора других стран, на агрессию, оккупацию и убийства – либо сотрудничать с теми, кто хочет быть с Европой, а не с Кремлем. 
Строить общий мир с нами, а не с Россией. Потому что общего мира и с нами, и с Россией не получится – сколько бы там европейские политики не обещали России зону свободной торговли. 
России не нужна зона свободной торговли. России нужна лагерная зона от Ужгорода до Кушки. 
Путин строит именно такую зону – и гарантий, что он не захочет ее дальнейшего расширения, у европейцев нет. 
Поэтому в их интересах – не пустить его к нам во двор, а вовсе не пускать его к себе на рынок. 
Чем быстрее мы станем частью общего европейского пространства – и чем быстрее ЕС избавится от надежд на особый формат сотрудничества с Москвой – тем лучше и для нас, и для Европы.
И пока это понимание не придет, мы все так и будем топтаться на месте в ожидании новой войны.
Виталий Портников

Proudly Powered by Blogger.