Загрузка...

Порошенко пошел ва-банк и загнал Путина в тупик

После визита в Германию позиция Президента относительно событий на Донбассе неожиданно стала очень категоричной
Похоже, что Порошенко медленно начинает занимать позиции, которые сделают невозможным выполнение соглашений, заключенных в Минске, далее их второго пункта – прекращение огня и полный отвод тяжелого оружия.
Первые четкие сигналы, что Порошенко не готов идти в фарватере, выгодном, прежде всего, Кремлю, он начал подавать сразу после того, как в Украину поступили средства кредита МВФ. Для того чтобы продемонстрировать изменение своей позиции, Президент четко и недвусмысленно высказался по двум вопросам, которые, согласно Минским соглашениям, должны быть реализованы после установления перемирия. 
Это – особый статус Донбасса и местные выборы.
Мало кто сомневался, что Порошенко решится на свою интерпретацию Минских соглашений. Однако, находясь в Германии, он сделал ряд очень серьезных заявлений, которые застали врасплох сепаратистов и Кремль. 
Порошенко безапелляционно заявил, что особый статус Донбасса возможен только после местных выборов, проведенных там. 
А они не могут состояться раньше, чем на Донбассе будет возобновлено действие законов Украины, трансляцию государственных телеканалов, свободную агитацию украинских политических партий, вывешены флаги Украины на государственных учреждениях. 
То есть не будет преувеличением сказать, Порошенко четко и недвусмысленно потребовал фактической капитуляции сепаратистов.
Их реакция была незамедлительной, но характер ее свидетельствовал, что такого поворота событий они отнюдь не ждали. 
Лидеры сепаратистов комедийно обратились к госпоже Меркель с просьбой ввести против Порошенко «санкции» за нарушение Минских соглашений, стали угрожать возобновлением боевых действий и т.д. 
Очень нервной была и реакция Кремля, который, как представляется, тоже не ожидал, что Порошенко решится на такой ход. 
С точки зрения Москвы, Минские соглашения были хорошей возможностью попробовать снять с себя санкции и перевести на официальный Киев проблему дальнейшего финансирования Донбасса.
Новая позиция Порошенко смешивает Кремлю все карты. Во вторник Порошенко пошел еще дальше.
Под давлением его аргументов парламент подтвердил новый курс Киева рядом законов и постановлений. 
Они усиливают позицию Президента и цементируют тот факт, что политического урегулирования конфликта в ключе, выгодном, прежде всего, Кремлю, не будет. 
По крайней мере, на этом этапе.
Представляется, Порошенко, даже понимая, что стоит во главе обессиленной до края и обескровленной страны, бросает новый вызов Путину, как бы приглашая его продолжить бой. Как можно судить по поведению Порошенко, он не верит в то, что, даже подписав соглашение с Путиным, можно о чем-то с ним договориться. 
С другой стороны, продолжение конфликта на Донбассе и для Путина становится ловушкой, болотом, в котором он все глубже увязает.
В любом случае новый ход Порошенко – это, без сомнения, ход ва-банк. 
Вероятнее всего, что, прежде чем занять новую и категорическую позицию, Порошенко получил какие-то четкие заверения в поддержке на Западе. 
Косвенным доказательством этого можно считать довольно откровенное заявление госпожи Меркель о том, что она «пойдет с Украиной до конца».
Но все ли рассчитал Порошенко, провоцируя Путина на ответный шаг? Не переоценивает ли Президент Украины наши силы и возможности?
То, что новая позиция Порошенко довела до ярости Кремль, нетрудно было понять, ознакомившись с немедленным заявлением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. «Это резкий уход от Минских договоренностей, от всей концепции, которая была заложена в Минске 12 февраля», — сказал он.
Что касается лидеров сепаратистов, то они один за другим стали заявлять о том, чего не может себе позволить Лавров. Угрожают Украине новой войной, если этот закон будет принят.
Итак, что так напугало Кремль и сепаратистов в новой политической линии Петра Порошенко?

— Основным изменением, цементирующим закон, стал принцип его вступления в силу не немедленно, а только в случае проведения в регионе местных выборов по стандартам, которые удовлетворят Украину и международное сообщество, — говорит политический эксперт Владимир Фесенко. 
– То есть тот вариант, который проходил в 2014-м году на т.н. «референдумах» на полуострове Крым и Донбассе, в этом случае никто не легализирует. 
А до момента демократических выборов парламент объявил территории оккупированными. Это сильная международно-правовая позиция.
Статьи 2-9 этого закона вступят в силу лишь после того как получат полномочия органы местного самоуправления, избранные в жестком соответствии с действующим законодательством Украины. 
А данные статьи – это же амнистия для боевиков, русский язык, особый экономический режим и деньги, местная народная милиция, право заключать трансграничные сделки с регионами РФ.
А условия признания выборов которые соответствовали бы украинскому законодательству, депутаты, по представлению Президента, установили очень жесткие.
Это и свободный допуск наблюдателей – украинских и международных – на все участки. 
Это и гарантии свободного волеизъявления и тайного голосования, обеспечение избирательных прав внутриперемищенных лиц, вынужденных временно оставить места своего проживания. 
Кроме того, следует обеспечить прозрачный подсчет результатов голосования, подведение его итогов.
Но, очевидно, больше шокировали боевиков и Кремль требования вывода всех незаконных вооруженных формирований вместе с военной техникой с территории Украины, недопущение возможных незаконных вмешательств в процесс выборов.
И еще – соблюдение принципов политического плюрализма и многопартийности, равенства прав и возможностей участия в избирательном процессе, равных возможностей доступа к СМИ и восстановление с этой целью украинского теле- и радиовещания, обращения украинских печатных средств массовой информации на всей территории Донецкой и Луганской областей.
- Но, по Минским договоренностям № 2, пункты о выводе незаконных вооруженных формирований и украинские деньги для Донбасса стоят после пункта о проведении выборов. То есть формально Лавров прав?
— Да именно так размещены пункты в минском документе, но там не указано, что именно такой должна быть последовательность событий.
Теперь о сути. В чем буква и дух Минских соглашений? 
В реинтеграции оккупированных районов Донбасса в правовое и экономическое поле Украины, но с обеспечением там особого режима самоуправления. И что мы делаем не так? 
Мы же записываем в закон нормы, которые могут обеспечить этот результат. Они не будут возражать против того, что выборы должны быть свободными. 
А свободные выборы невозможны без равного доступа людей к различным СМИ и с вооруженными боевиками над душой избирателя.
- Не совершает ли ошибки Порошенко, идя на такие шаги, которые реально могут привести к новому обострению ситуации?
— Порошенко – Президент Украины, а не России. 
Позиции сторон на любых переговорах, а тем более, когда речь идет о противостоянии, определяются обстоятельствами, в которых находятся стороны, — объясняет политический эксперт Игорь Семиволос. 
– Соответственно, в тот или иной момент одна или другая сторона занимает сильную или слабую переговорную позицию.
Позиция, которую занял Порошенко, и которую соответствующими законодательными решениями зафиксировала Верховная Рада, свидетельствует о том, что украинская сторона пытается усилить свою позицию в противостоянии такой трактовкой норм, которая выгодна нам. 
Причем здесь стоит принять возмущение Лаврова и сепаратистов, потому что сами они все время показывают, что в полной мере выполнять Минские договоренности и близко не собирались. 
А Украина выполняет, вот только законодательно зафиксировала такую конкретную трактовку весьма общих формулировок этих соглашений, которую считает настоящей.
Таким образом, формально выполняя все пункты Минских договоренностей — 2, мы получаем четкий план действий, как и что должно происходить в оккупированных районах Донбасса.
И главное – украинский политический класс сейчас соглашается с таким планом, он не является предметом тяжелых политических битв, а достаточно консолидированным решением.
- Но с этим не согласна противоположная сторона…
В. Фесенко:
— Это их проблемы. Мы Минские соглашения выполняем.
И. Семиволос:
— Мы не говорим о войне. Мы говорим о мире. Мы говорим о восстановлении нормальной жизни на Донбассе. Мы официально, решением Верховной Рады, приглашаем миротворцев на нашу территорию, следовательно, не планируем агрессивных действий.
А с противоположной стороны мир слышит риторику войны – Захарченко уже объявил, что сепаратисты продолжают отвоевывать территории.
- Что придало смелости украинскому руководству пойти на такое усиление своей позиции?
— Вспомним момент, когда принимали Минские договоренности — 2.
Это были те февральские дни, когда Кремль, потерпев неудачи в наступлении на других участках фронта, сосредоточил все силы в районе Дебальцево. 
Потому получил задание устроить там украинским войскам котел. В Минске Путин обещал Порошенко 500 убитых и колонну из полутора тысяч пленных украинских воинов. 
Расчет был на то, что «Иловайска-2″ (тем более, значительно более масштабного) украинская власть не переживет и будет подорвана изнутри.
Однако боевые действия в районе Дебальцево закончились хоть и не победно для нас, но совсем не так, как планировал Путин. 
Политическая ситуация в стране не взорвалась. На тот момент для нас было сверхважно остановить боевые действия. 
Поскольку эта ситуация разрешилась, Россия находится перед угрозой свежих санкций в случае новой активизации боевых действий с ее стороны.
А еще – переговоры с МВФ о получении финансирования закончены, 17 соглашений о поставках оружия, если верить Порошенко, подписали, оборонные фортификации уже несколько недель строим. 
Мобилизацию провели и закон об оставлении на военной службе резерва всех, кто демобилизуется, приняли. 
Таким образом, существенно нарастили ресурс армии. И закон о доступе на долгосрочной основе американских военнослужащих для перманентного процесса учений приняли… 
Мы выиграли время, а теперь действуем так, как позволяют новые, лучшие обстоятельства.
- Могли ли добавить такой смелости результаты визита Президента в Германию?
— Нельзя сказать с уверенностью, что Президент там услышал специальное разрешение на такие действия. 
Но, очевидно, он сумел убедить Меркель: такие трактовки соответствуют сути Минских соглашений и могут обеспечить их выполнение в комплексе. 
А сепаратисты, разумеется, не собирались выполнять этих соглашений полностью – они планировали радоваться официально предоставленным Украины статусом, а выборы провести так, как заблагорассудится.
Так, как это уже было в ходе прошлогодних выборов глав «ДНР» и «ЛНР», которые, по их версии, происходили на выполнение Минских соглашений — 1, сентябрьских.
- Как следствие…
— …Теперь Порошенко получил стратегическое пространство. Пространство, в рамках которого он, в частности, может трактовать по-своему Минские соглашения. Формально мы не можем не выполнить тех соглашений, потому что Запад категорически выступает за их выполнение. 
Однако мы можем узаконить такие их трактовки, которые однозначно предусматривают возвращение украинского суверенитета над этими территориями. Притом, заметьте, мирным путем.
- И все-таки, решится ли Россия в ответ на ход Порошенко предпринять резкие шаги?
— Вряд ли Россия сейчас готова к полномасштабному вторжению. А наступление организованных ею сил боевиков мы выдержим.
Андрей Ганус, «Экспресс»

Proudly Powered by Blogger.