Загрузка...

Кремль обязал журналистов защищать Россию в информационной войне против Запада

Многие российские журналисты стали экспертами в черном юморе, поскольку это необходимо, чтобы остаться в здравом уме, считает московский корреспондент Newsweek Анна Немцова.
Один репортер государственной российской газеты в кругу друзей пошутил, что им придется писать «правдивые истории» молоком между строк, как писал тайные сообщения Владимир Ленин и передавал из ссылки во времена царской России, рассказала журналистка.
Свобода прессы, по мнению Немцовой, сделала гигантский шаг назад со времен падения коммунистического режима, когда российские редакторы приветствовали независимые идеи и ценили профессиональную журналистику.
«Стало трудно оставаться верным настоящей журналистике, не рискуя работой и благосостоянием своей семьи. В старые недобрые времена Советского Союза диссиденты изобрели слово самиздат, чтобы описать свою тайную писанину. Теперь новое поколение диссидентов скрытно начинает проекты в интернете или выезжает за границу, чтобы достучаться до россиян из-за пределов страны», – считает корреспондент Newsweek
По данным Немцовой, большинство журналистов в России боятся, что власти могут уволить редактора или корреспондента за публикацию пренебрежительной статьи. 27 ноября основной инвестор региональной телекомпании «Русская Планета» уволил главного редактора Павла Пряникова после репортажа о похищениях татар в аннексированном Россией Крыму, приводит пример корреспондент.
Многие журналисты создали независимые мультимедийные веб-сайты, как в России, так и за рубежом.
«Если Кремль закрывает пять СМИ, 10 появится онлайн», – сказал Тимур Олевский, который вел репортажи о войне в Украине для телеканала «Дождь».
Журналистка рассказала, что Олегу Кашину стоило $40, чтобы начать свой медиа-проект Kashinguru весной 2014. К октябрю его страницу посетили полмиллиона читателей. Недавно вышедшие из тюрьмы члены группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова запустили веб-сайт Media Zona. Сайт охватывает новости из российских тюрем, нарушения прав человека и откровенно политические судебные дела. В соцсетях Елена Васильева создала группу «Груз-200″. Туда могут написать семьи, разыскивающие своих родных, которые исчезли или были незаконно отправлены воевать в Украину.
Чем сильнее Кремль давит на журналистов, тем больше между ними солидарности, заявляет Немцова.
Корреспондент также упоминает случай с онлайн газетой Lenta, когда в марте 2014 года 78 журналистов бросили свои рабочие места после телефонного звонка от инвестора в кремлевских кругах, инициировавшего увольнение главного редактора Галины Тимченко.
«Я просто задыхался в этой духоте,» – заявил один из уволившихся журналистов Иван Колпаков в своем новом офисе в столице Латвии, Риге, где он, Тимченко и пара десятков других уехавших московских журналистов в октябре запустили свой новый проект Meduza
Во время войны в Украине наблюдается беспрецедентный уровень государственной пропаганды в газетах и на радио, уверена корреспондент Newsweek. По ее мнению, война разделила журналистов на тех, кто пошел на компромисс с новой жесткой линей и тех, кто решил бросить свою работу или протестовать против цензуры иными способами. Двое государственных журналистов жаловались, что каждую вторую написанную ими статью «задерживали» или не публиковали вовсе, рассказала Немцова.
29 декабря российские власти закрыли одно из последних независимых средств массовой информации, сибирский телеканал ТВ-2. В заключительном видеообращении к зрителям журналисты сказали, что они пытались сообщить правду, несмотря на постоянное давление, направленное на смену их редакционной политики, сообщила корреспондент.
«Часто прямое вмешательство Кремля не требуется. Самоцензура широко распространена и «прогнившие» редакторы знают, что должно быть сделано, когда либерально настроенные коллеги, такие как Тимченко, теряют свои рабочие места. Кремль ясно продемонстрировал генеральную линию: Во время этой информационной войны против Запада журналисты обязаны защищать Россию-матушку. Lenta поняла, что конфликт с Украиной – это «минное поле», сказала Тимченко, но она, тем не менее отрядила репортера Илью Азара освещать события с обеих сторон линии фронта», – добавила Немцова
Летом 2014 года парламент РФ ввел закон, обязывающий блогеров с более чем 3 тыс. читателей, регистрироваться. Это позволило правительству быть в курсе личной информации авторов. По мнению депутата Госдумы Роберта Шлегеля, который поддерживает политику сдерживания «анти-путинских» СМИ, блокирование в интернете неэффективно.
«Число подписчиков Medusa только растет», – заявил депутат
Когда тысячи врачей и медсестер протестовали против медицинских реформ Путина (которые включали сокращения бюджетов больниц), единственными сообщившими об этой акции стали новостные онлайн ресурсы, утверждает Немцова.
Эксперт по современному русскому искусству и блогер Мурат Гельман решил покинуть Россию весной прошлого года. Его онлайн-проект «Культурный альянс», который включал художников из российских городов в 11 регионах, был признан недостаточно патриотичным. Из-за давления эксперт был вынужден от него отказаться, сообщила журналистка.
«Я не мог перестать писать свой блог, он является частью меня», – заявил Гельман
Немцова рассказала, что главный редактор издания «КоммерсантЪ» Михаил Михайлин был вынужден уйти в отставку после того, как газета опубликовала статью об одной из самых влиятельных фигур в окружении Путина, Игоре Сечине. Журналистка уверена, что Сечина разозлила публикация, и поэтому редактор уволился.
Подобные публичные увольнения могут дать хороший результат, считает корреспондент Newsweek. Пряникова сместили с должности главреда телеканала «Русская Планета» ночью и пять его коллег уволились в знак солидарности. В течение нескольких часов в Twitter новостного сайта Open Russia, запущенного магнатом и бывшим заключенным Михаилом Ходорковским, который «регулярно раздражает Путина из Швейцарии», появилось обращение в уволившисмя журналистам: «Ребята, пришлите ваши резюме», подытожила Немцова.
http://inforesist.org/

Proudly Powered by Blogger.