Загрузка...

В черте голода. Как я месяц жил на 1218 грн

Я решил проверить на себе, как живется на минимальную украинскую зарплату.
Минимальная зарплата в Украине составляет 1218 грн. Мне всегда казалось, что прожить на такие деньги в Киеве практически невозможно — и я решил проверить это на себе. Весь октябрь я жил на украинскую минималку в самом дорогом городе страны.
1218 грн — это 227 батонов марки Киевский нарезанный. Или 609 поездок на метро. 23 бутылки игристого вина украинского производителя. Около 40 % модели Пальто серое в клетку в магазине на Крещатике. А еще это 39 грн 29 коп. в день на все.
Перед началом экспериментального месяца я периодически ловил себя на мысли, что меня ждет нечто чудовищное. Представлял, как буду высыпать в кастрюлю последние молекулы вермишели и есть ее на немытой тарелке в надежде, что на ней остались крупицы предыдущей трапезы. Меня пугало, что я не умею и не люблю готовить, ведь моя обычная схема при чувстве голода выглядела так: одеться и пойти в ближайшее кафе.

Впрочем, первая же закупка всерьез поспособствовала моему оптимизму: на 57 грн я заполучил внушительный пакет еды, включая несколько пачек ячневой и пшенной крупы, с десяток картофелин, яйца, вермишель, капусту, морковь и даже импровизированный десерт — яблоки. Примерно с таким меню я провел весь месяц.
Вскоре оказалось, что раз в несколько дней я могу позволять себе мясо — килограмм куриных голеней стоил на рынке около 29 грн. Более того, я даже смог обновить свой гардероб. Чтобы проверить, можно ли одеваться, живя на минималку, я съездил на крупнейший столичный секонд-хенд. Это путешествие обошлось в 14 грн: два жетона на метро и отличный плащ за 10 грн.
Сложнее всего было обходиться без разнообразных снеков и фруктов, а также передвигаться по городу, который оказался просто заполонен уличной едой: человеку, отказавшемуся от привычного рациона, чрезвычайно мучительно ходить мимо всех этих бургерных и шаурмичных.
В итоге к концу месяца мне даже удалось сэкономить — от 1218 грн осталось 119. Теоретически, если бы я исключил абсолютно все необязательные траты, то мог бы накопить и на коммунальные услуги, оплатить которые я в результате смог лишь частично. В основном же деньги уходили на еду.
Телефонные разговоры обошлись в 70 грн. На метро было потрачено 26 грн — я старался как можно больше ходить пешком. При этом никакие легальные развлечения мне были, по сути, недоступны. Билет в кино даже в день зрителя стоил практически как весь дневной бюджет, а покупка хорошей книги меня бы и вовсе обанкротила.
Таким образом, все, что оставалось,— смотреть пиратские фильмы, слушать краденую музыку и перечитывать старые книги.
Неумение готовить блюда, алгоритм которых сложнее, чем “высыпать в кастрюлю, дать покипеть, а потом съесть”, всерьез повлияло на итог опыта: я похудел на 7 кг.
Наложил отпечаток этот месяц не только на тело: я осознал, какие астрономические суммы трачу на абсолютно ненужные вещи и, кажется, сумел сохранить это понимание и после окончания месяца — до сих пор машинально отмечаю те места, где вижу какие‑либо дешевые продукты.
Кроме того, теперь я окончательно уверился в том, что ценю пешеходный Киев гораздо больше, чем Киев пробок и задних сидений такси. Я так и не полюбил готовить, но понял, что если на кухне есть макароны или какой‑либо другой полуфабрикат, то это неспроста — буквально за 10 минут их можно легко превратить в еду.
В окрестностях не так много стран, где минимальная зарплата меньше, чем в Украине. Но есть, к примеру, Узбекистан с его €35. Для сравнения: самая высокая минималка в Европе у Люксембурга — €1921. Латыши не согласны работать дешевле, чем за €320. Самая же высокая минимальная зарплата в мире — у австралийцев, которые за наиболее низкооплачиваемую работу получают примерно €2000.
Разумеется, высокая минималка — еще не показатель финансовой успешности страны. В Грузии, к примеру, и вовсе отказались от этого понятия. Однако слишком многим в Украине приходится жить на столь символические деньги.
Точнее, выживать. Поскольку даже при грамотной экономии рано или поздно накопится вал из счетов, которые невозможно будет оплатить. Регулярно пользоваться транспортом не получится. Болеть — очень нежелательно. Покупать подарки — проблематично. Если в доме ломается что‑то сложнее вешалки — дела плохи.
И хуже всего то, что для одного человека это эксперимент на месяц, а для множества людей — суровая реальность, которая длится годами.
Юрий Марченко
Новое Время

Proudly Powered by Blogger.